Я хочу быть первой среди сильных и равных

 

- Вы знаете, опыт моей практики практически полностью создал меня как специалиста. Раньше я считала, что талант есть и этого достаточно, чтобы творить и работать. Учеба в Академии, ранняя работа в области дизайна, люди, с которыми я встречалась, мои учителя, заказчики, коллеги, все это оставило свой след в формировании меня как дизайнера. И сейчас своих коллег, студентов я учу тому, чему учили меня. В первую очередь, адекватно относиться к самому себе, не захлебнуться в озере своего таланта. Чингиз Айтматов писал: «Талант - это одновременно дар и тюрьма для человека».  Нужно не забывать, что как бы ты не был одарен, без трудолюбия и терпения мало чего добьешься.

- Бытует мнение, что раз дизайнер «из Москвы», то есть не местный, то обязательно профессионал. Из-за этого часто местных дизайнеров недооценивают. Как вы думаете, с чего сложился этот стереотип?

- Наверное, в каждом регионе есть свои легенды и мифы, без этого никуда. Мы с детства любим сказки. Когда я только приехала в Махачкалу, с моим именем я легко вписалась в дагестанский облик и не заостряла внимание на том, что я не из Дагестана. Один мой коллега сказал мне: «Джамиля, почему ты не говоришь заказчикам, что ты не местная, о своих регалиях и медали не показываешь? Это же фишка!». Да, он был прав, это на самом деле действует. При этом мне стало понятно, этот миф мы - дизайнеры Махачкалы, не задумываясь, создали сами. Так как у нас у всех заложена тайная любовь к чужому. Как в детстве – «У Вани конфета лучше, чем у меня. Даже если они одинаковые».

- Работая с нашими заказчиками, дизайнеры сталкиваются еще с такой проблемой, как недопонимание сути самого дизайн-проекта. То есть, часто заказчик приходит с мыслями, что если «дизайн», то это обязательно конструкция с тяжелыми навесными потолками, сложные вычурные гипсокартонные формы, много текстиля и еще много чего многого. Как вы справляетесь с такого рода отношением к вашей работе?

- Так как помимо практики, я еще и педагог, то бывало часто, что я начинала учить своего заказчика, ну знаете «на автомате». (Улыбается.) Со временем я поняла, что этого не нужно делать, кто захочет, тот поймет. Я знаю, что для многих моих заказчиков работа над проектом вместе со мной на самом деле открыла глаза на мир дизайна. И мне приятно, что у многих отношение к «облакам из гипсокартона» поменялось. Суть дизайна не заключается в сложных потолках и конструкциях. Состояние и душа - человек должен зайти в свой дом и понять, что он здесь уже был, что этот дом ему родной. Просто все должно быть уместно и по логике построено.

Я помню, в Академии учитель нам говорил: «Пик мастерства заключается в том, чтобы заказчик никогда не увидел тяжести твоей работы, сколько труда и сил ты приложил, по каким законам ты это все выстроил. Это все должно остаться за кулисами». Актеры много репетируют, но когда играют, мы верим в искренность их эмоций.

-  Несмотря на, казалось бы, сложность работы, сегодня все больше открывается дизайн-студий. Как вы относитесь к такой тенденции, боитесь ли конкуренции? Или же наоборот, считаете, что это позволит создать сообщество профессионалов из сферы дизайна.

- Приведу еще пример из личного опыта. Когда проект «Школа Дизайна R&D» только запускался, один мой друг, тоже дизайнер, с ревностью сказал: «Джамиля, зачем ты это делаешь, зачем тебе делиться своими знаниями и наработанным опытом? Будь такой одна, не плоди себе конкурентов». Я тщеславный человек и этого не отрицаю. Люблю быть первой, как говорят, на «коне». Я знаю, сколько мифов и сплетен в городе ходит о моей персоне. У людей, которых я даже не знаю, мое имя вызывает нервные судороги. Я хочу быть первой среди сильных и равных. Из-за этого дизайнеров Махачкалы конкурентами я никогда не называю, они для меня коллеги. И если мы все сплотимся, что-то типа, в союз, то нам всем будет лучше от этого. А заказчиков на всех хватит. Я думаю, что многие со мной согласятся, у каждого дизайнера есть свой заказчик - это моя философия. А за своих выпускников я рада, рада видеть студии, которые они открывают, рада видеть их работу. Молодцы!

- Сегодня мир моды тесно переплетается с миром дизайна, и то, что мы видим в новых коллекциях от кутюр, переносится на предметы мебели, аксессуары и отделочные материалы для дома. Скажите, что сейчас в моде в сфере дизайна?

- Мир дизайна уникален. Долгое время никак не могла выбрать между модой и дизайном. Потом сложила лапки, и жизнь сама показала, где я нужнее. Очень сложно говорить о моде в дизайне. Наверное, в дизайне интерьера, так же как и в мире моды, есть понятие - модно и стильно. Этот закон также девствует и у нас. Можно быть модным, но не иметь своего стиля и образа, раствориться в толпе глянца. У каждого дизайнера есть свой авторский почерк, по которому он создает свои проекты. Ну, например, интерьеры Карима Рашида, Келли Хоппен, Кирилла Истомина я смогу распознать из ряда проектов. У них свой стиль и образ, который из проекта в проект переходит, но с учетом модных тенденций. Интерьер должен иметь образ и стиль, чтобы иметь свое лицо.

- А какие предпочтения в дизайне существуют лично у вас?

- Симметрия в композиции, сочетание разных текстур, предметы антиквариата и искусства в интерьере. А любимый стиль? У меня его нет.

Джамиля, так все-таки, дизайн в Дагестане существует или нет?

-  Да, дизайн в Дагестане есть, но пока не в том состояние, в котором хотелось бы видеть. Но, работая в Дагестане, я поняла, потенциал у местных дизайнеров очень сильный, потому что земля благодатная, талантливые люди рождаются. Я думаю, что скоро словосочетание «дагестанский дизайнер» будет стоять в лучшей плеяде мировых терминов. И я, в лице Школы Дизайна, со своими коллегами-дизайнерами и студентами, мы все сделаем для того, чтобы «дагестанский дизайнер» имел свое лицо. Лицо, которым мы будем гордиться.